
Ответственность и штрафы за отсутствие маркировки рекламы в интернете
1 сентября 2023 года были введены штрафы и вступил в силу Закон об административной ответственности за нарушение норм и правил маркировки интернет рекламы, размеры которых зависят от типа правонарушения.
Сопутствующие документы:
- Федеральный закон № 347-ФЗ от 02.07.2021 г. «О внесении изменений в Федеральный закон о рекламе».
- Федеральный закон N 38-ФЗ "О рекламе" Статья 18. от 13.03.2006 г. «Реклама, распространяемая по сетям электросвязи».
- Федеральный закон № 274-ФЗ от 24.06.2023 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
- Федеральный закон № 479-ФЗ от 26.12.2024 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025).
К видам нарушений правил маркировки относятся:
- непредоставление информации о рекламе в ЕРИР, а также предоставление неполных, недостоверных, неактуальных данных;
- распространение рекламы без специального идентификатора (erid), либо с нарушением норм размещения;
- отсутствие в рекламной публикации пометки «реклама» и/или указания рекламодателя.
Подробно о правилах оформления рекламных публикаций мы рассказали в статье «Порядок размещения маркера (erid:xxxxx) в рекламе с примерами».
Размеры штрафов за нарушение правил маркировки:
- Для физических лиц: от 10 000 до 30 000 рублей;
- Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей: от 30 000 до 100 000 рублей;
- Для организаций: от 200 000 до 500 000 рублей.
Суммы штрафов для операторов рекламных данных за несоблюдение требований при передаче информации в Роскомнадзор:
- Для должностных лиц: от 100 000 до 200 000 рублей;
- • Для организаций: от 300 000 до 700 000 рублей.
Что такое реклама?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) определяет рекламу как информацию, которая распространяется любым доступным способом, в различных форматах и при помощи различных средств. Она предназначена для неопределённой аудитории и направлена на привлечение интереса к рекламируемому объекту, а также на формирование или поддержание интереса и продвижение этого объекта на рынке.
Исключения из определения интернет-реклама составляют email-рассылки, push-уведомления, рассылаемые по собственной клиентской базе.
Что считать рекламой?
Согласно разъяснениям ФАС не считается рекламой: информация о товарах и услугах, размещённая на официальных сайтах их производителя / продавца, или в публичных аккаунтах социальных сетей. Также к рекламе не относятся обзоры товаров от разных производителей в видеоролике или блоге, если их главная цель не состоит в продвижении какого-либо товара на рынке. Такие обзоры не считаются рекламой, ели они оформлены в едином стиле наряду с другими товарами или услугами. Если при размещении информации о товарах и услугах нарушается единообразие, и один из объектов выделяется размером, цветом, форматом подачи, то такой объект уже будет считаться рекламой и его следует маркировать.
Самореклама. Реклама или нет?
Напомним, рекламой не является информация, размещенная на официальном сайте и в социальных сетях компании, если эти сведения направлены на информирование о:
- товарах или услугах;
- правилах использования;
- условиях приобретения;
- хозяйственной деятельности организации;
- ценах и скидках;
- акциях и мероприятиях.
Специальные акции, предложения и любые элементы, которые выделяются в ассортименте товаров и привлекают внимание считаются рекламой.
Например, если на вашем сайте размещен отдельный баннер с предложением приобрести конкретный товар, то это также является рекламой. Такой баннер необходимо зарегистрировать в ОРД, где в специальном блоке Личного кабинета выбрать пункт «самореклама».
Отличие «саморекламы» от «рекламы» заключается также и в подаче отчётности в ОРД, где для «саморекламы» в качестве отчёта передаётся только статистика показов по креативу (рекламному сообщению/публикации), в то время как при подаче отчётности по «рекламе» вместе с отчётом передаются также сведения о контрагентах и сопутствующих договорах и актах.
Добавление рекламного маркера (erid)
Чтобы избежать штрафов, согласно приказу Роскомнадзора от 30 ноября 2022 года № 191, во все рекламные публикации должен быть добавлен рекламный маркер (erid: xxxxx). Получить его можно в ОРД, при регистрации рекламных данных.
О порядке размещения рекламного маркера в публикациях мы писали здесь.
Отчётность в ОРД
Лицо, ответственное за маркировку рекламы, обязано отчитываться о каждой рекламе в личном кабинете ОРД. Передать данные о рекламной публикации необходимо в течение 30 дней, следующих за месяцем публикации.
Важно отметить: отчётность должна подаваться на протяжении всей активности рекламы. Если ваша реклама размещается на протяжении года, то и отчитываться по ней нужно в течение этого года ежемесячно.
Что делать, если остались вопросы?
Для разъяснения сложных кейсов по порядку регистрации данных вы всегда можете обратиться в клиентскую поддержку ОРД от SberAds. Вам постараются ответить, либо в исключительных случаях подскажут в какой компетентный государственный орган обратиться за разъяснениями (ЕРИР, РКН, ФАС). Не забывайте и сами следить за разъяснениями Роскомнадзора, чтобы избежать административных санкций, связанных с маркировкой рекламы.