
Маркировка рекламы в интернете: обзор ключевых моментов
1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Закон о рекламе № 347-ФЗ (п.3 ст.1 от 02.07.2021г.), введены требования об обязательной маркировке рекламы в сети Интернет и о необходимости предоставления информации о размещенной рекламе.
Изменения в Законе о рекламе коснулись всех участников рынка: рекламодателей (РД), рекламораспространителей (РР), рекламных агентств (РА), операторов рекламных систем (ОРС). После принятия Закона рынок вступил в «переходную фазу» адаптации к новым правилам. 1 сентября 2023 года были введены штрафы за несоблюдение правил маркировки и порядка передачи отчетности. Это основные нововведения, которые произошли на рынке Интернет-рекламы за последние два года.
В данной статье и осветим ключевые моменты, касающиеся маркировки Интернет-рекламы, дадим определение и разъясним, какие изменения произошли в рамках нового законодательства, опишем процесс передачи данных и расскажем о мерах ответственности за несоблюдение законодательства о маркировке.
Как маркировать рекламу в Интернете и что такое маркировка?
Согласно поправкам к Закону о рекламе с 1 сентября 2022 года ко всем рекламным публикациям в интернете необходимо добавлять:
- пометку «реклама»
- информацию о рекламодателе и/или ссылку на страницу/сайт с информацией о рекламодателе.
Помимо этого, каждая публикация должна быть промаркирована специальным идентификатором (рекламным маркером / токеном / erid). Идентификатор должен быть включен в кликовую ссылку объявления, либо в меню AdChoice, а при отсутствии такой возможности — в виде пометки внутри рекламного материала или иным способом, в зависимости от формата.
Подробно о маркировке различных форматов креативов мы рассказали в статье: «Порядок размещения маркера (erid: xxxx) в рекламе с примерами».
Маркировка интернет-рекламы – это процесс сопровождения рекламной публикации пометкой «реклама», идентификатором erid и сведениями о рекламодателе.
Генерацией и выдачей идентификаторов erid занимаются операторы рекламных данных (ОРД).
ОРД (оператор рекламных данных) – это электронная площадка, аккредитованная Роскомнадзором и созданная специально для агрегации сведений об интернет-рекламе, генерации рекламных маркеров (erid) и передаче данных в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), специально созданной структурой Роскомнадзора.
ОРД является посредником между участником рекламного рынка и ЕРИР. Напрямую взаимодействовать с ЕРИР рекламодатель или любой другой участник рекламной цепочки не может.
Важно помнить, что по факту размещения каждой рекламной публикации необходимо подавать отчётность в ЕРИР через ОРД. В отчётность включаются данные о формате креатива, датах размещения, количестве просмотров и участниках рекламной цепочки. Отчётность подаётся через ОРД в течении 30 дней, следующих за месяцем размещения.
Что такое «реклама» и что считать рекламой?
Следуя определению, реклама – это информация, призванная привлечь внимание к товарам и услугам, и выделить продукт или услугу среди аналогичных предложений. Однако однозначного критерия, что является рекламой, а что нет – не существует, каждый случай требует индивидуального анализа.
Согласно разъяснениям ФАС России не являются рекламой:
- справочно-аналитические материалы;
- научные исследования и рыночные обзоры, которые не преследуют цель продвижения товаров;
- данные в справочно-каталожных изданиях, где представлена единообразная информация об организациях или товарах;
- информация о товарах или услугах на сайте и в социальных сетях компании, производителя или продавца, если она служит для информирования пользователей о наличии ассортимента и правил пользования;
- поисковая выдача, каталоги и сайты с объявлениями;
Ответственность участников рекламной цепочки
Все данные о рекламе и об участниках рекламной цепочки должны быть переданы в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). В состав передаваемых данных входит: информация об участниках (организации, юридические или физические лица), сопровождающие документы (договоры, акты, приложения), креативы (текст, графика, видео) и статистика показов (отчёты по датам размещения и количеству показов).
Важно помнить, что ответственность за маркировку рекламы несут все участники цепочки, а вот ответственного за передачу данных в ОРД определяют сами стороны по соглашению и прописывают данный пункт в Договоре. Закон не определяет конкретного лица, ответственного за передачу данных.
В соответствии с указаниями Роскомнадзора, обязательства по маркировке рекламы и передаче данных могут быть переданы третьим лицам (например, рекламным агентствам или компаниям, специализирующимся на предоставлении услуг по маркировке рекламы). Однако это не снимет ответственности с участников рекламной цепочки в случае, если маркировка рекламы и передача сведений о рекламе не будет произведена. (Данные критерии установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N 948).
Ответственность и штрафы за отсутствие маркировки
С 1 сентября 2023 года вступили в силу меры административной ответственности в виде штрафов за несоблюдение правил маркировки, размеры которых варьируются в зависимости от категории нарушения.
К видам нарушений правил маркировки относятся:
- непредоставление информации о рекламе в ЕРИР, а также предоставление неполных, недостоверных, неактуальных данных;
- распространение рекламы без специального идентификатора (erid), либо с нарушением норм размещения;
- отсутствие в рекламной публикации пометки «реклама» и/или указания рекламодателя.
Размеры штрафов за несоблюдение правил маркировки:
- Для физических лиц: от 10 000 до 30 000 рублей;
- Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей: от 30 000 до 100 000 рублей;
- Для юридических лиц: от 200 000 до 500 000 рублей.
Размеры штрафов для операторов рекламных данных за несоблюдение обязательств при передаче информации в Роскомнадзор:
- Для должностных лиц: от 100 000 до 200 000 рублей;
- Для юридических лиц: от 300 000 до 700 000 рублей.
Подробно о видах нарушений правил маркировки и ответственности мы рассказали в статье: «Ответственность и штрафы за отсутствие маркировки рекламы в интернете».
Как начать маркировать рекламу и передавать данные в ОРД?
Выше мы осветили ключевые моменты маркировки интернет-рекламы и этих знаний достаточно, чтобы уже приступить к маркировке и начать передавать сведения о рекламе в ЕРИР.
ОРД от SberAds является одним из семи аккредитованных Роскомнадзором оператором рекламных данных, который обеспечивает надежное хранение и оперативную передачу ваших данных в ЕРИР.
Чтобы стать клиентом, достаточно:
- Зарегистрироваться на сайте;
- Загрузить документы;
- Принять Оферту;
- Приступить к передаче данных.
Перед началом работы, вы можете в тестовом режиме познакомиться с функционалом кабинета ОРД и пройти все этапы маркировки в бесплатной среде Sandbox, без передачи данных в ЕРИР.
Помимо этого, вам всегда на помощь придёт обширная База знаний и обучающие вебинары, которые проводятся на регулярной основе, а также живая клиентская поддержка, которая оперативно ответит на любые вопросы по работе в Личном кабинете ОРД.
Маркировка рекламы в Телеграм: пошаговая инструкция
Порядок размещения маркера (erid:xxxxx) в рекламе с примерами
Что такое оператор рекламных данных и как маркировать рекламу в ОРД
Что такое ЕРИР и его роль в маркировке интернет-рекламы
Ответственность и штрафы за отсутствие маркировки рекламы в интернете